Sony PlayStation (SCPH-1000) — первая массовая игровая консоль для взрослых

Sony PlayStation (SCPH-1000) — первая массовая игровая консоль для взрослых

Первая игровая консоль Sony (модель SCPH-1000) вышла 3 декабря 1994 года. Появилась благодаря разрыву партнёрства компании с Nintendo. Официально называлась просто PlayStation. Запомнилась как PS1, поскольку компания выпускает приставки до сих пор.

Комплектация, эстетика и управление

Однако сначала пользователи звали её PSX — сокращённо от внутреннего обозначения проекта PlayStation X. Позднее Sony дала такое имя своему гибриду видеомагнитофона и PS2, который не пользовался особым спросом. Шла в комплекте со съёмным электрическим шнуром, инструкцией и лёгким удобным джойстиком без аналоговых стиков.

В начале 1990-х взрослые играли в основном на ПК. Общество считало такое увлечение детской забавой, а приставки в основном выглядели яркими «мультяшными» устройствами. Массивный светло-серый корпус PlayStation SCPH-1000 уже выглядел серьёзнее и солидно смотрелся рядом с аудиосистемой и телевизором. Его строгая геометрия достойно вписалась в гостиную девяностых — углы прямые, а все элементы верхней панели круглые.

Сверху находится люк довольно быстрого по тем временам CD-ROM со скоростью 2X и три кнопки. Крупная правая открывает привод. Такая же большая левая служит для включения и выключения прибора. Клавиша поменьше нужна для перезапуска зависшей игры без извлечения диска и выключения консоли.

Разъёмы и возможность играть вдвоём

Портов тут оказалось даже с избытком. Интерфейсные расположены на тыльной панели. Самый крупный — параллельный Parallel I/O под широкой съёмной заглушкой. Сама Sony к нему так ничего и не выпустила, зато сторонние производители предлагали приспособления для «чит-кодов», то есть, разных трюков в обход игровых правил — например, добавления жизней, очков и ресурсов. Последовательный Serial I/O широко применяли для прямого кабельного соединения (Link Cable) между двумя консолями, чтобы играть с другом. Далее размещены выходы и решения для вывода картинки и звука на телевизор.

Аналоговые «тюльпаны» — стандарт для середины 1990-х. RFU DC Out питал RF-модулятор, который преобразовывал сигнал для старых ТВ, где не было RCA-входов. Выход S-Video Out под модели с подходящим входом был только у версии для японского рынка. Он разделял яркость (Y) и цвет (C), поэтому уменьшал характерные для композита помехи и размытость, что давало более чёткое изображение с минимумом артефактов на типичном для своего времени ЭЛТ-телевизоре.

Фирменный мультимедийный AV Multi Out потом закрепился в последующих поколениях приставок Sony, поскольку совмещал в себе выходы под композит, S-Video и даже RGB, но здесь многое зависело от регионального стандарта, ревизии консоли и конкретного кабеля. Замыкает ряд разъём питания AC In.

На лицевой панели расположена пара одинаковых блоков для игр вдвоём. Они маркированы цифрами «1» и «2». Сверху находятся узкие горизонтальные слоты под карту памяти для сохранения состояния игр, чтобы продолжить с того места, на котором завершилась прошлую сессию. Под каждым размещён разъём под геймпад.

Больше статей и видео в нашем Дзен-канале

Аппаратная «начинка»

По углам основания расположены резиновые «ноги» и вентиляционные прорези, чтобы электроника «проветривалась», а избыток тепла выходил наружу. Вентилятора здесь нет, поэтому консоль работает тихо, только CD-привод чуть «шуршит». Пассивного охлаждения вполне хватало в те времена, когда микросхемы грелись намного меньше. О ремонтопригодности первой PlayStation современным консолям остаётся только мечтать. В прошлом веке устройства редко проклеивали или как-то по-хитрому защищали от вскрытия, так что заглянуть внутрь легко. Достаточно открутить винты на корпусе обычной отвёрткой, ещё и стрелки указывают куда вращать.

После нужно осторожно достать блок питания, чтобы током не ударило. Внутри находится довольно мощное для 1990-х железо: 32-разрядный 33,9 МГц процессор MIPS R3000 на архитектуре RISC с упрощённой ради ускорения вычислений системой команд, 2 МБ ОЗУ и 32-битная графика в связке с 1 МБ видеопамяти VRAM. Вполне солидно для середины девяностых.

Nintendo отвергла CD-модуль Sony и получила сильного соперника

На рынке консолей в те годы лидировали Sega и Nintendo. Сама Sony до PS1 почти не имела отношения к видеоиграм, но выпускала качественную электронику, аудиотехнику, телевизоры и видеомагнитофоны, которые стали у нас хитом начиная со второй половины восьмидесятых. Поскольку в фирме трудились сильные специалисты по звуку, она участвовала в разработке CD-модуля для консоли Super Famicom (SNES) вместе с Nintendo, которая отказалась от сотрудничества в пользу Philips.

Sony рискнула выпустить собственную приставку и не ошиблась, поскольку идея её инженера Кэна Кутараги оснастить PlayStation приводом компакт-дисков оказалась удачной. Игры в ту эпоху обычно распространяли на картриджах с дорогой электроникой, включая ПЗУ, печатную плату и контакты, а порой даже сопроцессор и ОЗУ. Ёмкость этого накопителя обычно была не больше 32 МБ и очень редко достигала 64 МБ — такая «теснота» ограничивала разработчикам возможность добавления насыщенной графики, звука и видео, заставляя выпускать игры, которые годились в основном для детей и подростков.

CD уже вмещали «взрослые» тайтлы со сложными и красивыми виртуальными мирами. По сюжету и качеству картинки получалось почти как в кино, ведь ~650 МБ уже хватало под 3D-вставки, ролики с реальными актёрами, длинные музыкальные треки, текстуры, анимации и крупные карты. Оптические носители выходили намного дешевле и проще в штамповке, поскольку CD-«болванка» не содержала сложных микросхем.

Низкие затраты на распространение контента сделали платформу привлекательной для разработчиков и студии создали для неё множество тайтлов с 3D-графикой. Одновременно Sony провела грамотную маркетинговую кампанию, где представила гейминг с PlayStation как современный и стильный досуг для взрослых, прежде всего молодёжи от 18 до 30 лет. Энтузиасты и сегодня запускают ретро-игры с PS1. Поскольку старые телевизоры редко у кого сохранились, подключают её к современному через переходник на HDMI.

Ещё и музыку слушают, ведь внутри приставки мощный для своего времени аудиочип, который выдаёт через усилитель и колонки чистый 16-битный звук CD-качества с частотой до 44,1 кГц.

Какой была ваша первая игровая консоль?

5 3 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Рекомендуем прочитать
yandex station mini 3 pro